Воспитание детей

Трудовое воспитание дошкольников

Золотая рыбка

Точно знаю: все мечтают поймать золотую рыбку. Эта великолепная идея появляется в детстве, после знакомства с творчеством знаменитого классика. Вероятно, немолодому персонажу и удалось легко и быстро выловить пресловутую рыбку, но в повседневной жизни для этого придется приложить немало усилий. Собственно и поговорка на это есть: «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда». Попытаемся решить, кто все-таки прав и поговорим о трудовом воспитании дошкольников.

Могучий воспитатель

Так охарактеризовал А.С.Макаренко труд. И был прав. Да и кто может поспорить с великим педагогом. Если рассмотреть этот вопрос более широко, то можно найти много положительных качеств, развивающихся с детского возраста при непосредственном воздействии труда:

  • формирование личностных качеств: ответственности, выносливости, проявления заботы об окружающих;
  • творческое начало, которое обогащает духовно;
  • общественное воспитание и адаптация в коллективе;
  • физическое развитие.

Труд не заложен в генетике человека, это приобретенное качество, которое формируется с рождения и развивается с возрастом, путем получения новых навыков и способностей. Трудовое воспитание несет в себе несколько задач, выполнение которых является союзом совместной деятельности воспитателя, в роли которых выступают взрослые, и ребенка. Опыт, приобретенный взрослыми, позволяет выработать у детей определенные умения, развить психологическую готовность и чувство уважения к труду других. Далее это станет определяющим фактором при выборе профессии. Поэтому так велика роль трудового воспитания, о котором написано множество книг, статей и исследований. Едва ли у современного взрослого человека найдется большое количество свободного времени, чтобы осилить «Педагогическую поэму», поэтому ниже приведём основные принципы и способы в ней изложенные.

Чему учим?

Невозможно сопоставить результаты, полученные от деятельности взрослого и ребенка. Но самое важное здесь будет заключаться в процессе ознакомления с основными этапами трудовой деятельности и получением чувства эмоционального удовлетворения от того, что он сделал это самостоятельно. Существует несколько задач, которые решает трудовое воспитание:

  • обучение основным трудовым навыкам;
  • возможность достигать поставленной цели самостоятельно, без участия взрослых;
  • умение трудиться в коллективе и быть его частью;
  • уважение к результатам труда других людей.

Первые навыки ребенок начинает получать в детском саду. Существует несколько видов труда, который под силу ребенку.

Виды труда Деятельность Получаемые навыки
Самообслуживание Способность снять и надеть одежду, почистить зубы, умыться. Самостоятельно выполнять простую работу по уходу за собственным телом и получение гигиенических навыков
Хозяйственно-бытовой труд Помощь взрослым в уборке комнаты, кухни, умение убрать заправить кровать и сервировать стол, приготовить пищу. Основы ведения хозяйства, получение навыков, применяемых в быту.
Труд в природе Дети учатся пользоваться различными предметами труда: лопатой, граблями, молотком. Формирование практических навыков работы с различным инвентарем.
Ручной труд. Умение пользоваться мелкими бытовыми предметами – швейными, приобретение повседневных навыков. Способность выполнять мелкую работу тщательно, кропотливо, усердно.

В заключение хочется сказать, основное трудовое воспитание дошкольники получают в детских коллективах и в семье. Поэтому коллективу дошкольного учреждения необходимо обеспечить детей работой, которую они могут выполнить самостоятельно, а в семье у него должны быть свои обязанности. Потому как говорил великий педагог: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение».