Золотая рыбка
Точно знаю: все мечтают поймать золотую рыбку. Эта великолепная идея появляется в детстве, после знакомства с творчеством знаменитого классика. Вероятно, немолодому персонажу и удалось легко и быстро выловить пресловутую рыбку, но в повседневной жизни для этого придется приложить немало усилий. Собственно и поговорка на это есть: «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда». Попытаемся решить, кто все-таки прав и поговорим о трудовом воспитании дошкольников.
Могучий воспитатель
Так охарактеризовал А.С.Макаренко труд. И был прав. Да и кто может поспорить с великим педагогом. Если рассмотреть этот вопрос более широко, то можно найти много положительных качеств, развивающихся с детского возраста при непосредственном воздействии труда:
- формирование личностных качеств: ответственности, выносливости, проявления заботы об окружающих;
- творческое начало, которое обогащает духовно;
- общественное воспитание и адаптация в коллективе;
- физическое развитие.
Труд не заложен в генетике человека, это приобретенное качество, которое формируется с рождения и развивается с возрастом, путем получения новых навыков и способностей. Трудовое воспитание несет в себе несколько задач, выполнение которых является союзом совместной деятельности воспитателя, в роли которых выступают взрослые, и ребенка. Опыт, приобретенный взрослыми, позволяет выработать у детей определенные умения, развить психологическую готовность и чувство уважения к труду других. Далее это станет определяющим фактором при выборе профессии. Поэтому так велика роль трудового воспитания, о котором написано множество книг, статей и исследований. Едва ли у современного взрослого человека найдется большое количество свободного времени, чтобы осилить «Педагогическую поэму», поэтому ниже приведём основные принципы и способы в ней изложенные.
Чему учим?
Невозможно сопоставить результаты, полученные от деятельности взрослого и ребенка. Но самое важное здесь будет заключаться в процессе ознакомления с основными этапами трудовой деятельности и получением чувства эмоционального удовлетворения от того, что он сделал это самостоятельно. Существует несколько задач, которые решает трудовое воспитание:
- обучение основным трудовым навыкам;
- возможность достигать поставленной цели самостоятельно, без участия взрослых;
- умение трудиться в коллективе и быть его частью;
- уважение к результатам труда других людей.
Первые навыки ребенок начинает получать в детском саду. Существует несколько видов труда, который под силу ребенку.
Виды труда | Деятельность | Получаемые навыки |
Самообслуживание | Способность снять и надеть одежду, почистить зубы, умыться. | Самостоятельно выполнять простую работу по уходу за собственным телом и получение гигиенических навыков |
Хозяйственно-бытовой труд | Помощь взрослым в уборке комнаты, кухни, умение убрать заправить кровать и сервировать стол, приготовить пищу. | Основы ведения хозяйства, получение навыков, применяемых в быту. |
Труд в природе | Дети учатся пользоваться различными предметами труда: лопатой, граблями, молотком. | Формирование практических навыков работы с различным инвентарем. |
Ручной труд. | Умение пользоваться мелкими бытовыми предметами – швейными, приобретение повседневных навыков. | Способность выполнять мелкую работу тщательно, кропотливо, усердно. |
В заключение хочется сказать, основное трудовое воспитание дошкольники получают в детских коллективах и в семье. Поэтому коллективу дошкольного учреждения необходимо обеспечить детей работой, которую они могут выполнить самостоятельно, а в семье у него должны быть свои обязанности. Потому как говорил великий педагог: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение».