Детство – сладкая пора! Мир вокруг такой большой и непонятный, столько всего еще предстоит узнать, понять, увидеть, услышать, почувствовать. Каждый маленький ребенок – первооткрыватель окружающего мира. Никто до него именно так не чувствовал, никто так не смотрел, и уж тем более не понимал происходящее именно так. Потому что каждый ребенок особенный.
Самый стремительный период познания — это дошкольное детство. Малыш уже умеет ходить, неплохо изъясняется со взрослыми, а главное, стремится узнать все и сразу, и желательно побольше. Родителям в этот период порой бывает трудно объяснить ребенку некоторые явления, особенно, если они касаются взаимоотношений между людьми и нравственных понятий. К каким только ухищрениям не приходится прибегать!
Пользуемся опытом. Не своим!
Детки уникальны, но детей воспитывали десятки, сотни, и даже тысячи лет назад. И так же нужно было многое объяснить и рассказать, так же появлялись проблемы воспитания. Это значит, что стоит обратиться к опыту прошлых поколений, для того, чтобы найти приемлемые способы воздействия на малыша. Что же первым приходит на ум из далекого детства? Конечно же, сказки.
Старые, добрые, выученные наизусть сказки. Мы слушали их и совсем не задумывались о том, что они несут в себе какие-то воспитательные цели. И далеко не все родители рассказывали их, думая о воспитании дошкольника сказкой. Нам просто нравилось, и просто хотелось стать принцессами или рыцарями. А если задуматься, были ли сказки полезны нам?
Любимые сказки под микроскопом
Попытаемся вспомнить самые простые и распространенные сказки:
- Колобок;
- Теремок;
- Репка;
- Курочка Ряба;
- Лиса и Журавль;
- Легкий хлеб;
- Хаврошечка
- Зимовье зверей;
- Морозко;
- Маша и медведь;
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка;
- Волк и семеро козлят;
- Снегурочка;
- Каша из топора.
Каждая сказка интересна по-своему, в каждой есть легендарная русская мораль. Однако учат они разным вещам, рассказывают о разных персонажах, и, в конечном счете, формируют начальное представление о нравственности. Наверное, сейчас со мной многие захотят поспорить, действительно, не все моменты в сказках высокоморальны.
Однако следует вспомнить, что мы имеем дело с народным фольклором, на его содержание влияли целые поколения, а вот контролировать его было невозможно. К тому же, трудно понять, о чем думали люди много поколений назад. Нас там не было!
И еще подробнее!
Рассмотрим поучительные моменты некоторых сказок из нашего списка.
«Колобок». Из нее мы узнали, что не стоит ставить под сомнение авторитет взрослых, иначе ничего хорошего не выйдет. Не задумываясь над этой ее моралью, мы все-таки понимали, что колобок зря был таким самонадеянным, кто-то может быть и умнее, и сильнее, и хитрее.
«Теремок». Не стану долго рассуждать, на мой взгляд, сказка ценна хотя бы тем, что заставляет мыслить логически. Ребенок понимает, что никак не мог большой медведь влезть в маленький теремок, не сломав его. А раз это случилось, значит, думать медведю непривычно было. А вот если думать перед поступками, то может получиться лучше, чем у этого несчастного персонажа. Браво!
«Репка». Истина проста – вместе легче. Все легче. А в одиночку сложно.
Перейдем к сказкам, которые читают деткам постарше.
«Морозко». Самая простая и понятная история победы добра над злом. Подтверждает уже почти сформированную в этом возрасте теорию о том, что добрым и улыбчивым деткам конфетку дают чаще.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Гимн родственным отношениям! Не думаю, что об этом задумывался тот, кто я сочинил, но более всех сказка будет полезна тем, кто ждет второго ребеночка, или уже столкнулся с детской ревностью. По крайней мере, посеет мысль о том, что братишек и сестренок стоит любить просто так.
«Волк и семеро козлят». Где найти еще более понятный способ объяснить малышу, что не стоит доверять незнакомым людям? На ней и закончим расшифровки потенциальных возможностей воспитания дошкольника сказкой, любимой русской народной сказкой.
Вооружаемся опытом поколений, но идем дальше
Мы уже выяснили, что рассказывать сказки детям не только приятно, но и полезно. Но заканчиваются ли на этом возможности сказок? Если очень постараться, можно существенно расширить свои перспективы!
Способ воздействия | Чего достигаем | Распространенность метода | Эффективность |
Аудио-сказки | Ребенок занят и заинтересован, мама свободна | Постоянно растет | Низкая |
Чтение общеизвестных сказок | Приобщаем к чтению, учим рассматривать иллюстрации | Наиболее высокая | Средняя |
Рассказывание общеизвестных сказок | Налаживаем контакт с ребенком, учим воспринимать только на слух, без визуальной поддержки | Наиболее высокая | Высокая |
Театрализованные сказки | Учимся играя, общаемся с ребенком, развиваем моторику, эстетически воспитываем | Малоприменяемый метод | Высокая |
Сочиненные сказки | Развитие воображения, узконаправленное воздействие | Невысокая | Высочайшая |
Сказки о ребенке | Максимальное восприятие морали, развитие воображения, логического мышления | Редкий метод | Высочайшая |
С ростом доступности высоких технологий заслуженную популярность приобретают аудио-сказки. Среди их безусловных достоинств можно назвать легкость в использовании, отсутствие необходимости присутствовать и, конечно, качество исполнения – текст читают профессионалы, у них правильно поставлен голос, они не ошибаются, ничего не забывают и никуда не торопятся. Минус – никакая техника не заменит мамин голос и объятия, даже если мама рассказывает не так профессионально и складно, а значит, насколько хорошо ребенок воспримет сказку предугадать трудно.
Чтение сказок играет очень важную роль не только в воспитании подрастающих дошколят, но и в их обучении. С книгой в руках мы знакомим ребенка с буквами, текстом, учим использовать иллюстрации для лучшего понимания текста, при этом ребенок хорошо воспринимает прочитанное, а значит, смысл произведения, скорее всего, будет понят. Рассказывание тех же сказок учит их несколько иной форме восприятия – только на слух. Это важный этап развития.
Подходим к малоприменяемым методам воспитания сказками. Несмотря на это, их эффективность во всех отношениях чрезвычайно высока. Театрализованные сказки не только воспитывают, но и развивают воображение, расширяют эстетические представления. Нельзя не заметить, что именно этот метод подачи сказочного содержания является оптимальным с точки зрения контакта матери и ребенка. Сказку можно не просто увидеть, но и побыть одним из ее персонажей, просто взяв в руки игрушку или одев на пальчик куколку.
Сочиненные же сказки являются максимально эффективными в вопросах воспитания. Их качественное отличие и огромный плюс заключается в том, что содержание учит не общим вопросам морали, а объясняет суть конкретного явления. Обычно они используются при решении насущных проблем в воспитании. С главным героем может происходить нечто очень похожее на события, к примеру, прошедшего дня, но в сказке персонаж поступает правильнее. То, что это кошечка/зайка или мальчик/девочка с другим именем вовсе не мешает формированию правильных выводов. Такую сказку не сложно сочинить самостоятельно, в крайнем случае – найти на просторах интернета. Главное, правильно подобрать.
Последняя из рекомендованных позиций отличается от предыдущей лишь тем, что при сочинении сказки используется не вымышленный персонаж, а сам ребенок. Эти сказки имеют все преимущества сочиненных сказок, но к ним также присоединяется существенное развитие воображения (шутка ли, быть в центре сказочных событий!).
Пользуемся разумно
Путем нехитрых умозаключений, мы пришли к выводу, что значение сказок в вопросах воспитания трудно переоценить. И если подойти к вопросу серьезно, можно добиться высоких результатов влияния, перевести общение с ребенком на качественно новый уровень и даже существенно повысить самооценку – результат превысит все ожидания. Используйте свое воображение, пробуйте новое, и вы сможете с уверенностью сказать, что воспитание дошкольника сказкой приносит свои плоды!